Свет под землёй. Правильный

Статьи категории Освещение :: дата добавления 1 ноября 2015 г.

Двадцатый век, помимо прочего, принёс москвичам чудо метрополитена. Создание метро в Москве было задумано ещё в начале ушедшего столетия. Однако известные события помешали воплощению дерзкой мечты тогдашнего генерал-губернатора Москвы князя Голицына. Московский метрополитен в реалии начал сооружаться лишь в тридцатые годы. За семьдесят с небольшим лет московское метро стало неотъемлемой частью столичной инфраструктуры. Ежедневно многомиллионные людские потоки движутся сквозь московские недра по своим насущным делам и потребностям. Протяжённость московского метрополитена составляет, по различным оценкам, около трёхсот километров. Специфика метро приводит к тому, что пассажиры вынуждены проводить под землёй в общей сложности по несколько часов в сутки.

В этом контексте вопрос освещённости метрополитена представляется очень важным для организации бесперебойного и безопасного функционирования линий подземной железной дороги. Находясь под землёй в течение длительного времени, люди безо всяких на то оснований чисто психологически чувствуют себя подавленно, раздражённо, зачастую на грани нервного срыва. Когда же возникают перебои со светом, стресс может превратиться в панику, и службы метрополитена могут вовсе утратить контроль над ситуацией. Использование для освещения станций во всех местах присутствия пассажиров надёжных осветительных приборов, какими являются растровые светильники, позволит не только исключить возникновение подобных неблагоприятных ситуаций, а и снизить негативное воздействие «подземелья» на психику пассажиров. Осветительное оборудование, созданное на основе растровых светильников, оптимально для использования именно в условиях метрополитена. Почему именно растровый светильник? Охотно поясним.

Растровым светильник называется потому, что в отличие от традиционных осветительных приборов световой поток организован с помощью особой структуры – растра, который представляет собой конструкцию решётчатого типа, изготовленную из светоотражающих элементов. Благодаря растру создаётся плотный, но неяркий поток. Свет, излучаемый растровым светильником, не вызывает раздражающих сетчатку глаза бликов на глазурованных и полированных поверхностях, которых, к слову сказать, на станциях метро в изобилии – московские станции метро ведь так красивы!

Применение растровой конструкции обусловливает создание светового потока достаточной силы для освещения больших площадей. Один растровый светильник сравнительно небольших размеров способен эффективно заменить собой многоламповую люстру или мощный фонарь. Налицо экономия средств на оплату электроэнергии, что в масштабах всего метрополитена столицы составит внушительную сумму денег. К тому же качественные растровые светильники служат гораздо дольше, чем классические средства освещения. Долговечность светильников объясняется использованием других осветительных элементов, нежели в люстрах и плафонных фонарях, которые освещают метро сегодня. Этими элементами в современных растровых светильниках являются люминесцентные лампы и светодиодные модули.

Люминесцентные светильники оптимальны для метрополитена по соотношению «цена-качество». Экономия средств возникает вследствие того, что для оборудования залов станций метро требуется не один десяток осветительных приборов. Приобретение и установка персоналом дешёвых и надёжных люминесцентных светильников позволит сберечь немало финансов для направления их на иные нужды, одновременно не потеряв в качестве освещения.

Недостатком люминесцентного света является наличие так называемого эффекта мерцания. В масштабах площадей залов метрополитена это может вызывать определённый дискомфорт у пассажиров. В этом свете, простите за каламбур, представляется куда разумнее использовать светодиодные растровые светильники, эффект мерцания света у которых отсутствует. Причиной тому является иной механизм возникновения свечения, основанный на других физических принципах, чем люминесценция. В светодиоде свет излучается полупроводниковой парой при подаче на неё питающего напряжения. Как раз физика полупроводника и исключает мерцание. Один светодиод сам по себе даёт недостаточное количество света, поэтому для светильников светодиоды объединяются в светодиодные модули, массовостью которых в светильнике и достигаются необходимые световые характеристики.

Нераздражающий, мягкий и тёплый свет под землёй действует на пассажира метрополитена благотворно. Наверное, есть смысл обратить внимание ответственных работников московской подземки на возможность создания пассажирам комфортных и безопасных условий в части освещения метрополитена. Используя растровые светильники, работники метро сделают гордость московского общественного транспорта по-настоящему любимым нами. Москвичами. Мы ждём этого.